Операции с золотом, проводимые БМР, являются, пожалуй, наиболее очевидным признаком регулярной и часто обширной, обычно тайной, торговли золотом, осуществляемой центральными банками. Такая торговля золотом со стороны БМР не согласуется с утверждением о том, что золото больше не имеет значения в мировой финансовой системе.
Документация, относящаяся к Базелю III, обширна и отражает трудности в регулировании банков и других современных финансовых предприятий. Хотя читать такое огромное количество бюрократических заявлений неприятно, постановления регулирующих органов могут иметь большое влияние на реальную экономическую деятельность. Например, более мягкое отношение регулирующих органов к ипотечному кредитованию оказало поддержку рынкам жилья во многих странах.
Несмотря на трудности чтения и понимания документации по Базель III, можно сделать следующие выводы:
- Внедрение Базеля III осуществляется через национальные регулирующие органы, которые принимают новые стандарты БМР с некоторыми отличиями в графике внедрения.
- Дата внедрения Базель III была отложена БМР до 1 января 2023 года. Великобритания планирует начать внедрение годом ранее, но эти планы пока предварительны и больше информации станет известно до начала мая 2021 года.
- Все формы золота, включая физическое, должны быть профинансированы по крайней мере на 85% за счет капитала первого уровня в соответствии с коэффициентом чистого стабильного финансирования или NSFR, введенным в Базеле III. В самом Базеле III не указано, что физическое золото является активом 1 уровня.
- Это требование финансирования расстроило Лондонскую ассоциацию рынка драгоценных металлов (LBMA), которая считает, что Базель III, вероятно, сократит торговлю золотом между членами ассоциации, осуществляющуюся в основном через нераспределенные золотые счета.
- Для тех банков, которые торгуют золотыми активами, есть исключения из NSFR.
Прежде чем рассматривать влияние на бизнес БМР в сфере золотого банкинга, обратите внимание, что Базель III также окажет влияние на сам банк из-за инвестиционного золота, хранящегося на его собственном счете. Согласно последнему опубликованному отчету, у банка было 102 тонны золота.
Для этого золота потребуется 85% финансирования через капитал 1 уровня. С практической точки зрения это вряд ли вызовет какие-либо опасения у БМР, поскольку он уже сообщает о значительной марже безопасности во всех своих текущих отчетах о рисках, которые еще не покрываются требованиями Базеля III.
Изначально бизнес по банковскому обслуживанию золота БМР до 2009 года, до того, как банк начал регулярно использовать золотые свопы, был по существу простым и позволял центральным банкам безопасно размещать нераспределенное золото через БМР в крупных центрах торговли золотом без какого-либо политического риска.
Следовательно, центральный банк будет размещать золото на счете до востребования в БМР (золотые счета до востребования — это нераспределенное золото), затем БМР откроет счет до востребования, скажем, в Федеральном резервном банке Нью-Йорка, и золото будет храниться у ФРС в нераспределенной форме от имени БМР.
Это означало, что БМР фактически не подвергался ценовому риску, и с точки зрения всех Базельских соглашений, включая Базель III, у банка не было бы кредитного или политических рисков, поскольку, считается, что ФРС всегда вернет то, что хранит у себя. Центральный банк, внесший первоначальный депозит на счет до востребования в БМР, избежал бы любого политического риска того, что ФРС не вернет его нераспределенное золото.
Этот маршрут защищал нераспределенное немецкое золото, находившееся в Банке Англии во время Второй мировой войны, когда оно было помещено на счет до востребования в БМР, который затем поместил золото на счет до востребования в Банке Англии.
При таких условиях торговли было бы совершенно неверно, если бы Базель III рассматривал БМР как подверженный ценовому риску, и, следовательно, можно с уверенностью заключить, что Базель III позволит этому аспекту золотого банковского бизнеса продолжаться, не требуя, чтобы БМР выделял дополнительный капитал для поддержки этой деятельности.
Менее ясно то, какое влияние «Базель III» окажет на использование БМР золотых свопов в своем золотом банковском бизнесе. Из отчетов следует, что все свопы на золото осуществляются с коммерческими банками, а не с другими центральными банками. Поскольку LBMA ожидает увеличения затрат, связанных с соблюдением требований NSFR Базеля III, кажется вероятным, что банки маркет-мейкеры будут менее охотно участвовать в этих свопах, если им придется нести более высокие капитальные затраты из-за NSFR. В рамках свопа банк маркет-мейкер должен получить свое золото обратно, поэтому у него есть золотой актив, и, следовательно, на него должны распространяться требования к капиталу NSFR Базеля III.
На этом этапе важно рассмотреть, кто управляет этими свопами: БМР или его контрагенты? Ответ можно найти в истории.
Свопы на золото были впервые осуществлены БМР в 2009-2010 финансовом году и, согласно годовому отчету, в них участвовало более 346 тонн золота на 31 марта 2010 года.
Хотя БМР редко публично комментирует свою собственную банковскую деятельность, его первое использование золотых свопов было сочтено достаточно важным, чтобы банк предоставил некоторую справочную информацию в Financial Times для статьи, опубликованной 29 июля 2010 г., совпадающей с публикацией годовой отчет банка за 2009-2010 гг.
В то время генеральный менеджер БМР Хайме Каруана сказал, что золотые свопы были «обычной коммерческой деятельностью», и подтвердил, что все они осуществлялись с коммерческими банками и не затрагивали другие центральные банки.
Тогда было много комментариев по поводу этих золотых свопов. Их влияние на увеличение резервов нераспределенного золота БМР — поразительно, потому что 346 тонн — немалое количество золота. Аналитики рынка золота, такие как Рег Хоу и Джеймс Терк, отметили, что увеличение количества свопов с большей вероятностью будет вызвано рынком золота, чем желанием БМР «оптимизировать доходность своих валютных резервов», - цитирует FT.
Financial Times (FT) следующим образом прокомментировала причины введения свопов:
Некоторые аналитики предположили, что своповые сделки были тайным спасением европейской банковской системы. Но банкиры и чиновники назвали эти транзакции «взаимовыгодными».
Один европейский банк, имея в виду БМР, заявил:
Клиент обратился к нам с идеей купить немного золота с возможностью продать его обратно.
Другой банк также отметил:
Время от времени центральные банки или БМР хотят оптимизировать доходность своих валютных резервов.
Примечательно, что ни один из этих комментариев из статьи FT не фокусируется на рынке золота, но косвенно признает, что золото по существу использовалось в качестве обеспечения для поддержки долларового кредита. Альтернатива, заключающаяся в том, что транзакция была инициирована БМР для передачи большего количества нераспределенного золота в руки определенных центральных банков, также является вполне возможным объяснением, особенно в то время, когда продажи золота центральным банком снизились, а заголовки пестрят спекуляциями о нехватке золота.
Учитывая отсутствие прозрачности со стороны БМР и центральных банков в целом в отношении их деятельности с золотом, кажется весьма вероятным, что торговая деятельность БМР на рынке золота, в основном посредством золотых свопов, является частью усилий центрального банка по сдерживанию цены на золото.
Следовательно, можно сделать два предварительных вывода:
- Во-первых, влияние Базеля III на золотые свопы, вероятно, будет развиваться медленнее, чем ожидали некоторые комментаторы, с учетом задержек и более мягкого графика реализации. Великобритания может все же принять решение о внедрении Базеля на год позже текущих планов и, таким образом, вписаться в собственную дату БМР 1 января 2023 года. Таким образом, даже если LBMA не сможет уменьшить влияние NSFR Базеля III на свой бизнес, внедрение все же может быть отложено.
- Во-вторых, сократит ли Базель III количество золотых свопов? Похоже, существует широкий консенсус в отношении того, что Базель III сделает торговлю золотом более дорогой, поэтому усилия по сдерживанию цены на золото могут стать более дорогостоящими. Но трудно понять, насколько важны такие затраты для тех, кто проводит политику подавления.
Здесь, возможно, уместно напомнить, почему центральные банки так стремятся сдерживать цену на золото и почему кажется правдоподобным, что они могут быть готовы возместить любые более высокие затраты своих контрагентов по золотым свопам.
Краткий ответ дает работа, проделанная 20 лет назад Регом Хоу над «Парадоксом Гибсона», и, в частности, его обзор статьи профессоров Роберта Б. Барски и Лоуренса Х. Саммерса о парадоксе.
По сути, вывод, который Хоу сделал из статьи Барски и Саммерса, состоит в том, что сдерживание цены на золото снижает реальные процентные ставки.
Учитывая, что федеральный долг США в настоящее время превышает $28 триллионов долларов, даже незначительные изменения процентных ставок имеют огромное значение для тех, кто управляет экономикой США. Увеличение эффективной средней годовой процентной ставки на 1 базисный пункт повышает расходы правительства США на $2,8 миллиарда долларов. Следовательно, кажется правдоподобным, что более высокие затраты на подавление цены золота, вызванные Базель III, могут быть недостаточными только для прекращения подавления и, следовательно, прекращения или значительного сокращения использования свопов БМР.
Возможно, в конце концов, для золота будут гораздо важнее другие факторы, чем Базель III. Сообщения о нехватке физического золота растут. В недавнем комментарии Саммерса, бывшего министра финансов США, о том, что Соединенные Штаты проводят «наименее ответственную» фискальную политику за 40 лет, также говорится о том, что подавление цены на золото может быть близко к завершению.
Кроме того, Международный валютный фонд явно пытается вмешаться в дебаты о том, как бороться с высоким уровнем государственного долга.
Возможно, МВФ напомнит заинтересованным сторонам о своем вкладе 2012 года, который Амброуз Эванс-Притчард из британской Telegraph описал следующим образом:
Получается, волшебная палочка все же существует. В революционном документе Международного валютного фонда утверждается, что можно одним взмахом ликвидировать чистый государственный долг Соединенных Штатов и, косвенно, сделать то же самое для Великобритании, Германии, Италии или Японии.
Учитывая озабоченность, выраженную Саммерсом, и интерес МВФ к участию в публичных дебатах по поводу чрезмерного государственного долга, похоже, что все больше людей начинают понимать, что создание фиатных долларов США в последние годы превышает границы (например, инвесторы в криптовалюту), и разумно предположить, что многие правительства осознают опасную позицию доллара, учитывая $28 триллионов долларов долга федерального правительства США, рекорд, который будут и дальше преодолевать.
Продолжать поддерживать шоу подавления цены золота кажется труднее, чем когда-либо, но, учитывая масштаб долговой проблемы, с которой сталкиваются Соединенные Штаты, Базель III вряд ли окажет большое влияние, поэтому также маловероятно, что использование БМР золотых свопов уменьшится.