Среди прочего, Гринспен признает, что золотой стандарт ограничивает государственные расходы и заимствования. Большая часть такой инфраструктуры должна финансироваться за счет государственного долга. Мы рискуем уже увидеть, как отношение федерального долга к ВВП приближается к трехзначным числам. Если бы мы придерживались золотого стандарта, мы никогда бы не достигли такого положения с крайней задолженностью, потому что золотой стандарт — это способ гарантировать, что налогово-бюджетная политика никогда не выйдет из строя.
К настоящему времени уровень задолженности превысил значение ВВП США еще на 35%. И годовой бюджет, похоже, не собирается в ближайшее время переломить эту тенденцию. В условиях золотого стандарта поддержание этой рискованной позиции было бы затруднительным для федерального правительства.
В отличие от Гринспена, большинство экономистов сегодня рассматривают золотой стандарт как загадочную реликвию. Но что, если Гринспен прав? Возможно ли сегодня вернуть преимущества золотого стандарта?
Современная валютная система и фискальная дисциплина
Как объясняет Гринспен в своем эссе 1966 года, государственные займы поддерживаются «только обещанием правительства выплатить будущие налоговые поступления». Золотой стандарт ограничивал размер займов для правительства, поскольку золото, в отличие от бумажных денег, нельзя напечатать. Правительства наказывают за щедрость. В соответствии с золотым стандартом печатание денег, предназначенное для поддержки государственных заимствований, быстро мотивирует инвесторов перемещать золото в страны, где оно может принести более высокую прибыль с поправкой на инфляцию. А потерянное золото возвращается только после того, как инвесторы получат компенсацию за возросший уровень инфляции или уровень инфляции упадет.
С другой стороны, современная денежная система развивалась таким образом, чтобы облегчить государственные заимствования. Я не хочу обвинять какое-то конкретное лицо в умышленном причинении вреда. Я просто отмечаю, что финансовое регулирование и денежно-кредитная политика развивались таким образом, что все в большей степени поддерживает фискальную экспансию.
Рассмотрим Базельские соглашения, которые наметили путь международного финансового регулирования в последние десятилетия. Основные принципы, содержащиеся в Соглашении, позволяют банкам держать якобы безопасные долговые обязательства — государственные облигации — вместо резервов. Поскольку эти облигации обычно приносят положительную доходность и даже в случае отрицательных ставок имеют тенденцию к увеличению стоимости во время кризиса ликвидности, спрос банков на суверенный долг был практически ненасытным. И это еще более верно в эпоху, когда центральные банки диктуют значение краткосрочных процентных ставок, одновременно сжимая кривую доходности, покупая долгосрочные облигации.
Бен Бернанке радикально трансформировал операционную систему ФРС по мере внедрения Базеля III. Чтобы избежать краткосрочной инфляции и ожидания ее инвесторами, Бернанке предпочел увеличить количество резервов в системе, одновременно выплачивая банкам безрисковые проценты. Альтернативой для центрального банка могли бы служить резервы финансовой системы, позволяющие конкурентному рынку определять процентную ставку.
В эту эпоху беспрецедентного контроля центральный банк поддержал массовое расширение федеральных заимствований. Поскольку Федеральная резервная система теперь устанавливает краткосрочную ставку, она может обеспечивать исторически низкие процентные ставки, которые поддерживают большой бюджетный дефицит. Джером Пауэлл, нынешний председатель, даже выступал за увеличение федеральных расходов, стремясь координировать денежно-кредитную и фискальную политику.
Эта система денежно-кредитного контроля страдает огромным хвостовым риском. Стоимость доллара зависит от ожиданий, что правительство сможет выплатить свои долги в будущем. Как указал Гринспен, способность правительства брать взаймы зависит от его убеждений инвесторов в том, что в будущем правительство получит налоги, достаточные для выплаты долга. С исторически низкими процентными ставками, установленными Федеральной резервной системой, практически нет ограничений на государственные расходы, за исключением угрозы дефолта.
Золото и фискальная дисциплина
В свете текущего финансового положения Соединенных Штатов есть доля иронии в широко распространенном неодобрении золотого стандарта среди экономистов и политиков. Возможно, более иронично то, что золотой стандарт потерпел неудачу именно из-за попытки политиков обойти естественное функционирование золотого стандарта, чтобы избежать последствий печатания денег в Великобритании во время Первой мировой войны. Такова была предпосылка золотого обменного стандарта, при которой европейские центральные банки без особого энтузиазма соглашались рассматривать британские фунты наравне с их юридически установленным золотым эквивалентом.
Система рухнула, потому что была политически непопулярной. Те, кто руководит политикой, не желали сотрудничать в системе, которая, по их мнению, не приносила им пользы. Франция забрала свое золото из Англии, начиная с 1927 года, и система перестала работать.
Растущий спрос на золотые резервы со стороны центральных банков привел к резкому падению цен на активы и хаосу на финансовых рынках. Золотой стандарт потерпел неудачу не из-за природы товарного стандарта, а из-за неудавшейся интервенции, которая стремилась оградить правительства и инвесторов от последствий отказа Европы от золотого стандарта во время Первой мировой войны.
Как экономист, Ф. Хайек признал в интервью журналу The Economist в 1935 году маловероятным предположение, что мир может вернуться к золотому стандарту в том виде, в котором он функционировал до Первой мировой войны. Для того, чтобы это произошло, потребовалась бы готовность основных держателей золотых резервов сократить свои активы, по сути, пожертвования центральным банкам, опоздавшим на золотой стандарт. Когда в 1870-х годах был установлен международный золотой стандарт, золото и серебро обращались как деньги. Банковское кредитование зависело от запасов этих металлов в качестве резервов. Попытка вернуться к классическому золотому стандарту сегодня, вероятно, столкнется с трудностями, которые перевешивают выгоды.
Но участники финансовой системы были бы счастливы рассматривать товары как деньги, если бы их стоимость была достаточно низкой. Ничто не мешает любому из нас открыть счет взаимного фонда денежного рынка и выписывать чеки или использовать дебетовую карту, привязанную к счету. С технологической точки зрения существует немного причин, по которым люди не могут иметь счета, номинированные в таких товарах, как золото или серебро, за исключением уплаты налогов на прирост капитала в дополнение к стоимости бухгалтерского учета для своих регулярных операций. Даже в мире, где доллар является законным платежным средством, сберегательные счета могут быть номинированы в золоте, и поэтому золото будет служить деньгами.
Мы могли бы допустить фактический золотой стандарт за небольшую плату. И этот стандарт будет гарантией дисциплины правительства в плане чрезмерного заимствования. Если бы гражданам было разрешено хранить свой доход на счетах, деноминированных в золоте, без дополнительных затрат на налогообложение и финансовое регулирование, то дисциплинировать свое правительство было бы так же легко, как изменить форму своего сберегательного счета.
Самый дешевый способ получения преимуществ от золота — это отмена всех налогов и нормативных издержек, которые мешают гражданам рассматривать товары как деньги. В случае, если граждане могли бы хранить свои сбережения в товарном ETF, на который они могли бы выписывать чеки или использовать дебетовую карту, защитить свое финансовое положение от инфляции было бы так же просто, как открыть новый счет. Финансовая система, естественно, будет поощрять ответственность и, опционально, сможет предотвратить финансовый кризис, который становится все более вероятным с каждым новым федеральным бюджетом.