Покупка и продажа монет
+7 (499) 553-08-82 работаем по будням с 10 до 18 Звоните перед приездом!
Биржевые индексы:
  • Доллар: 95.75
  • Евро: 103.42
  • Золото: $ 2 739.04
  • Серебро: $ 34.59
  • Доллар: 95.75
  • Евро: 103.42
  • Золото: $ 2 739.04
  • Серебро: $ 34.59
Котировки

Является ли Банк БРИКС конкурентом МВФ и Всемирного банка?

Золотой Запас

БРИКС, аббревиатура, которая постоянно всплывает в публичных дебатах. БРИКС — это прежде всего организация, созданная несколькими странами с целью ускорения перехода к многополярному миру. Миру, выступающему против международной структуры, которая преобладала на протяжении десятилетий. Миру, который отвергает использование односторонних экономических санкций. Миру, который отвергает доминирование западных финансовых институтов. Миру, который, наконец, хочет положить конец праву сильного, но только с одной стороны. Тем не менее, лозунги были провозглашены, но этот переход требует не только времени, но и соответствующих структур. И вот уже несколько лет страны БРИКС стремятся ускорить эти изменения.

про БРИКС, МВФ и Всемирный банк

В финансовых вопросах страны БРИКС стремятся дедолларизировать свои экономики, продвигать другие национальные валюты, создать новую систему финансовых сообщений, похожую на SWIFT, и, наконец, что не менее важно, стать новыми кредиторами мира. В этом последнем пункте Новый банк развития, или Банк БРИКС, стремится стать конкурентом МВФ и Всемирного банка. Но есть ли у него средства для этого?

Влияние БРИКС продолжает расти. Их круг больше не ограничивается пятью членами, а недавно расширился до десяти, превратившись в БРИКС+. К ​​Бразилии, России, Индии, Китаю и Южной Африке присоединились новые региональные державы, такие как Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, а также стратегически важные страны-члены, такие как Египет и Эфиопия, которые обе ведут нескончаемую войну за воду. С этим расширением их вес на международной арене стал решающим. Вместе эти страны составляют почти 30% мирового ВВП, 40% добычи нефти, 25% мирового экспорта и почти половину населения мира — более 3,5 млрд душ.

Новый банк развития: видения и амбиции

С момента своего создания в 2016 году Новый банк развития олицетворял собой финансовое учреждение этой организации. Первоначально созданный для финансирования инфраструктурных проектов в развивающихся странах, он полностью соответствует китайской идеологии, ориентированной на видение долгосрочной перспективы, при этом штаб-квартира банка находится в Шанхае.

Цель ясна: НБР (как его называют) хочет позиционировать себя как альтернативу западной модели. Для этого он избегает воспроизводства механизмов доминирующих финансовых институтов, рискуя оставить неизгладимые следы. В частности, он отказывается навязывать обязательные структурные реформы в обмен на кредиты, будь то агрессивные налоговые реформы, либерализация финансового рынка или даже дерегулирование торговли.

НБР также поставил перед собой несколько целей: во-первых, он сосредоточен на финансировании возобновляемых источников энергии, поставив цель направить 60% кредитов в этот сектор (снижено до 40% в стратегии на 2022–2026 годы). Если учесть, что подавляющее большинство материалов, необходимых для этих источников энергии, поступает из его стран-членов, этот выбор становится тем более стратегическим, учитывая, что западные страны стремятся ускорить переход к безуглеродной глобальной экономике, при этом по-прежнему оставаясь историческими загрязнителями (однако страны БРИКС+ сегодня являются источниками половины мировых выбросов парниковых газов).

Более того, в рамках их общей приверженности дедолларизации страны-члены НБР стремятся ускорить использование местных валют. Хотя в настоящее время почти 22% финансирования банка осуществляется в местных валютах, заявленная цель банка — достичь 30% проектов к 2026 году. В то же время НБР стремится сократить использование долларов в своем кредитовании до 70% к 2030 году и исключить их, насколько это возможно, из будущего финансирования. Это не только защитит его должников от колебаний валюты США, но и укрепит некоторые национальные рынки, которые все еще недостаточно развиты. Такая дедолларизация кредитов усилит текущую тенденцию, поскольку 65% всей торговли между странами-членами теперь осуществляется в местных валютах.

Банк развивается стремительно: он вырос с всего лишь $1 млрд кредитов в 2017 году до более чем $20 млрд на сегодняшний день. Это развитие тем более важно, что он может финансировать себя по конкурентоспособным ставкам благодаря кредитным рейтингам, которые в целом превосходны, будь то AAA от китайских агентств или AA+, полученный западными агентствами Fitch и Standard & Poor's в 2018 году. Однако, несмотря на заявленные амбиции, ресурсы НБР остаются ограниченными. С начальным капиталом в $50 млрд (планируется достичь $100 млрд), он остается значительно ниже МВФ, ресурсы которого превышают $1 трлн. Как они могут составить ему конкуренцию?

В конце концов, его цель не только финансовая, но и глубоко геополитическая (финансовые средства являются всего лишь материализацией определенного порядка). В дополнение к пяти членам-основателям, в блок теперь входят Бангладеш, Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Алжир, а Уругвай находится в процессе присоединения. Страны работают вместе не только через эту интеграцию, но и через свои экономические интересы, укрепляя связи с многочисленными развивающимися и переходными странами.

Кроме того, банк расширяет свое международное присутствие, открывая офисы в Африке, Америке (Бразилия), Евразии (Россия) и Южной Азии (Гуджарат, Индия). И он продолжает финансировать проекты во многих странах. От недавнего кредита в размере 5 миллиардов рандов Южной Африке на ремонт ее грузовых железнодорожных операций до финансирования в размере $700 миллионов долларов двух различных проектов в Бангладеш, включая проект по модернизации существующей газовой сети в Дакке и Нараянгандже. Один проект следует за другим, и во всех затронутых странах основное внимание уделяется долгосрочному развитию.

Управление, центральный столп учреждения

Последовательная структура также исходит от влиятельного руководства. В этом отношении новый генеральный директор Дилма Русеф стремится к глубокой трансформации банка. Если в прошлом руководство часто критиковали за медленное выполнение заявленных проектов, то с этим новым мандатом ситуация, похоже, меняется.

Дилма Русеф, бразильский экономист и политический активист, также является бывшим руководителем аппарата президента Лулы. Она придерживается той же политической линии, что и ее бывший коллега, который, следует помнить, заявлял:

Каждый вечер я спрашиваю себя, почему все страны должны основывать свою торговлю на долларе.

Стремясь расширить членство в НБР на новые страны, она пытается ускорить переход к дедолларизованному миру и по-настоящему конкурировать с доминирующими американскими институтами.

С момента вступления на пост президента банка весной 2023 года она также продемонстрировала другие стратегические амбиции, включая поддержку развития африканских стран, потенциал которых не имеет себе равных. Она также хочет расширить сотрудничество с другими институтами, в частности, с банками развития, такими как Банк развития Латинской Америки (CAF) и Азиатский банк развития (ADB), чтобы усилить свое влияние.

Множество проектов будут переданы российскому президентству с 2025 года. Это изменение в управлении станет поворотным моментом, тем более важным, что Россия, отстраненная от западной финансовой системы, стремится ускорить институциональное развитие БРИКС, предложив создать многовалютную систему, включающую торговые центры для таких товаров, как нефть, газ и золото.

Чтобы оставаться последовательным в своей политической линии, Новый банк развития также имеет уникальный режим управления. Президентство в НБР чередуется между странами на заранее установленной основе в течение пятилетнего срока (до этого, более или менее по образцу ротационного президентства в Европе).

Более того, хотя каждая страна-основатель имеет равную долю капитала, права вето нет, в отличие от МВФ. В западном финансовом учреждении право голоса каждой страны рассчитывается субъективно в соответствии с ее экономическим и геополитическим весом в мире. Поскольку Соединенные Штаты считаются большинством, они имеют право вето на все голоса. Фактически, хотя власть каждой страны не одинакова в НБР — поскольку структура гарантирует, что страны-основатели сохраняют влияние большинства — эта модель тем более выглядит как «меньшее зло», поскольку ни одна страна не может устанавливать законы.

Амбиции общей валюты

Новый банк развития стремится пойти дальше. В течение нескольких лет он вынашивал амбиции стать институтом, способным воплотить в жизнь смелый проект общей валюты для БРИКС. На саммите 2023 года в Южной Африке была создана рабочая группа для изучения осуществимости такой общей валюты.

Самые оптимистичные голоса, такие как голос бразильского экономиста Пауло Ногейры Батисты, даже предвидят, что этот проект будет реализован в ближайшие годы, с потенциальным прогрессом уже на саммите БРИКС в конце 2024 года в Казани, Россия, а затем на саммите в Бразилии в 2025 году. Но давайте не будем путать идеализм с реализмом. Общая валюта требует общего центрального банка. И на сегодняшний день расхождения между экономическими системами стран-членов НБР остаются такими же глубокими, как и функционирование их центральных банков.

Например, центральные банки Китая и России контролируются государством, в то время как другие, такие как Бразилия и Южная Африка, являются независимыми — как и западные центральные банки. Проект также сталкивается с препятствиями в плане реализации, поскольку многие страны БРИКС не хотят отказываться от своего денежного суверенитета, не в последнюю очередь из-за их индивидуального стремления к власти. Китай, Россия и даже Индия являются хорошими примерами этого нежелания. Более того, Индия близка к западным державам, и тем более после переизбрания Моди. Поэтому мало надежды, несмотря на заявления и готовность других стран, что Индия присоединится к этому проекту.

Противоречия сохраняются и в его собственных решениях. Банк выступает против западной однополярности, но принимает санкции США и ЕС против России, прекращая предоставление кредитов. Банк стремится к быстрому расширению, но за девять лет своего существования к его рядам присоединились только четыре новые страны (он также публикует очень мало информации о кредитах и ​​финансировании, которое предлагает).

Он утверждает, что принципиально против доллара, но почти 70% его кредитов по-прежнему в долларах, хотя доля кредитов в других валютах, таких как юань или южноафриканский рэнд, увеличивается. Тем не менее, возможности значительны, учитывая, что страны-члены имеют большие резервы, накопленные за годы торгового профицита. Только Китай держит почти $3 триллиона долларов, Индия — более $560 миллиардов долларов, а Бразилия — более $325 миллиардов долларов. В конечном счете, использование этих резервов для финансирования проектов банка было бы логичной альтернативой заимствованиям на рынках.

В конечном счете, Новый банк развития все еще остается лишь скромной альтернативой основным международным финансовым институтам, в частности Всемирному банку и МВФ. Его капитал мал, его зависимость от доллара слишком велика, его управление несовершенно, доверие к нему все еще низко — слишком много факторов снижают его привлекательность. Ресурсов, чтобы обеспечить такие огромные амбиции недостаточно. Но время может быть на его стороне. Глобальные балансы перестраиваются, и история, похоже, доказывает их правоту. В конце концов, революции всегда происходят в тишине.

Автор: Жульен Шевалье 22 октября 2024 | Перевод: Золотой Запас

Другие прогнозы цен и аналитика рынка:

к списку новостей